Одним из основных направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками и, соответствующими возрасту видами деятельности. Одним из условий для полноценного развития подрастающего поколения является воспитание физически здорового ребенка. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены. Решение этой задачи неразрывно связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей, стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травм и опасных ситуаций.
Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развитие понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.
Программа кружка базируется на программе Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы» и посвящена актуальной проблеме: формированию у детей осознанного отношения к собственной безопасности и позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей ответственного отношения к выполнению правил безопасности.
Ведущая идея программы - создание комфортной среды, обогащение знаний для формирования у детей привычки здорового образа жизни, формирование умений правильного поведения в любой ситуации.
Цель программы - формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи:
1. Формировать представления и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания.
2. Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
3. Формировать первичные представления о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.
4. Формировать первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
5. Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
6. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, правил поведения в стандартных опасных ситуациях в части формирования основ экологического сознания.
7. Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.
Принципы, лежащие в основе программы:
• Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
•Наглядности (использование ИКТ - технологий, раздаточного и практического материала);
• Деятельности (действия - как способа познания);
• Креативности (организация инновационной деятельности);
• Вариативности (использование разных способов решения проблемных задач);
• Систематичности и непрерывности;
• Постепенности (от простого к сложному);
• Тактичности, доброжелательного отношения к каждому.
Формы и методы работы кружка
Рассказ воспитателя с использованием медиапрезентаций.
Просмотр видеофильмов.
Знакомство с произведениями художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций, картин.
Заучивание стихов.
Беседы.
Создание ситуаций и практическое решение.
Продуктивная деятельность .
Практические упражнения для закрепления навыков.
Инсценировка.
Развлечения, викторины и КВН.
Содержание занятий кружка
• упражнения для физического развития детей;
• развивающие игры по ОБЖ;
• задания на укрепление здоровья.
• просмотры фильмов; презентаций;
• дидактические игры для закрепления навыков;
• практические задания (способы решения задачи в любой ситуации);
• практические действия (оценка ситуации и поведения окружающих);
• игры-драмматизации;
• подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (по теме ОБЖ).
Предполагаемые результаты освоения программы:
В качестве целевых ориентиров социально - коммуникативного развития во ФГОС ДО представлены:
- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий как интегративные качества, раскрывающие возможность ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности, способы взаимодействия с другими людьми, пути решения прикладных и творческих задач, определять цели деятельности и выбирать действия по ее осуществлению в соответствии с заранее определяемым результатом;
- «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и чувства других и самого себя;
- «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать знания основ социальной культуры и объяснении и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей и чувств, намерений других в ситуации межличностного диалога, в прогнозировании последствий общения;
- «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуации социальной коммуникации.
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Азбука безопасности» может быть полезной педагогам дошкольных учреждений и родителям воспитанников. Определяя основное содержание и направление развития детей, программа оставляет за педагогами право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий. При этом основным ориентиром должен стать жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения.
Срок реализации программы - 1 год и предполагает проведение цикла занятий с детьми 6-7 лет в рамках кружка «Азбука безопасности». Курс рассчитан на 31 самостоятельное занятие, которые проводятся течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. Число воспитанников кружка 8 -10 человек.
Конспект занятия «Средства пожаротушения»
Программное содержание: знакомить детей с огнем и его свойствам; расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность; закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре.
Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: письмо инспектора Пожаркина; костюм пожарника; материал для опытов с огнем (металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом); плакаты и иллюстрации на тему «Дошкольникам о пожарной безопасности»; игрушечные огнетушители, кегли.
Ход: 1.Организационный момент:
Воспитатель: - Ребята, сегодня в наш детский садик пришло письмо. Давайте его прочитаем, вдруг там что – то очень важное! (Читает письмо) «Дорогие дети! Я - инспектор Пожаркин. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!» Вы согласны помочь пожарным? (Ответы детей)
Ребенок читает стихотворение:
Пусть мы маленького роста,
Только рост здесь ни при чем!
Мы всегда готовы взрослым
Помогать в борьбе с огнем!
Воспитатель: Прежде, чем помогать пожарным надо пройти специальную подготовку. Я предлагаю не терять времени даром. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, изучим свойства огня, узнаем, чем можно потушить огонь.
Воспитатель: Ребята, мы попали на необычную выставку (плакаты и иллюстрации на тему «Дошкольникам о пожарной безопасности»). На каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре. Мы их сейчас с вами рассмотрим.
2. Дидактическое упражнение «Объясни почему»
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод:
• Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же потушить его, набросив плотную ткань или одеяло или залив водой.
• Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
• Если не можешь убежать из горящей квартиры (дома), сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес своей квартиры (дома). После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
• При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком - внизу дыма меньше.
• При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт. Он может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.
• Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
• Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся.
Воспитатель: Если мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.
Воспитатель: - А сейчас мы переместимся в нашу лабораторию и выясним, как же мы можем в случае опасности справиться с огнем, чем его можно потушить.
3. Опыты с огнем.
На металлическом подносе воспитатель зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Почему? (Можно обжечься) Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар. Огонь – яркий, привлекательный, но очень опасный. Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить).
- Чем же можно потушить огонь? (Ответы детей).
- А давайте проверим. У нас в специальных контейнерах есть вода, снег, земля и песок. Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит? Почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Аналогично проводятся опыты с другими материалами: песком, землей, снегом.
Итак, огонь боится воды, земли, песка и снега, так как снег это замерзшая вода.
Воспитатель: - Ребята, запомните, нельзя тушить электрические приборы водой! Почему? (Ответы детей)
- Правильно. Потому, что может ударить электрическим током.
Давайте немного разомнемся!
4. Физкультминутка «Насос»
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево - раз, вправо - два
Потекла ручьем вода
Раз, два, три, четыре (2-3 раза)
Хорошо мы потрудились
А теперь давайте поиграем.
5. Игра «Не ошибись».
Ход игры: дети встают около своих стульчиков. Воспитатель называет разные предметы. Если воспитатель называет предмет, которым можно тушить пожар, дети поднимают руки вверх и хлопают в ладоши. Если называется предмет, которым нельзя тушить пожар, то дети топают ногами.
Предметы: вода, пироги, земля, пена, бумага, огнетушитель, спички, компьютер, песок, блины, рваные галоши, пироги, вода, птички, компот, бабочка, песок, грибы.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку.
Если вдруг огонь – злодей
Разгорится у дверей,
Он всегда помочь успеет,
И злодея одолеет.
И ребенок, и родитель
Знают, он – …..
(Огнетушитель)
Воспитатель: Правильно, это огнетушитель. Если начался пожар, он наш самый главный помощник. Но пользоваться огнетушителем могут только взрослые.
Появляется инспектор Пожаркин.
Инспектор Пожаркин: - Здравствуйте, ребята! Я инспектор Пожаркин. Нам очень нужна ваша помощь. Но прежде, чем приступить к тушению пожара, ответьте на мои вопросы:
- По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
- Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар)
- Можно включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).
- Что нельзя бросать в огонь? (Бумагу, сухие листья, картон) Почему? (от этого огонь разгорится еще сильнее).
Инспектор Пожаркин: Давайте поиграем.
6. Игра с огнетушителями.
Дети делятся на 2 команды. Каждой команде выдается «огнетушитель».
Невдалеке ставятся предметы, которые нужно тушить (кегли). По команде дети бегут каждый к своему предмету, обегают его (тушат), возвращаются, ставят «огнетушитель» рядом и отбегают в сторону. Как только огнетушитель коснется пола – бежит следующий участник игры. Победа присуждается той команде, которая первой «потушит» « пожар».
Инспектор Пожаркин: Молодцы, ребята. Потрудились мы недаром, славно справились с пожаром! Мне пора возвращаться в пожарную часть. На прощанье хочу напомнить:
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен!
Инспектор Пожаркин прощается с детьми и уходит.
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
Мы познакомились со свойствами огня, поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре, помогли инспектору Пожаркину потушить пожар.